На главную    Написать письмо    Карта сайта

РЕЗНОЕ.SU

   Уроки по деревообработке и художественной отделке

   Резьба по дереву, изготовление мебели и поделок

   Деревообрабатывающие станки и инструменты

   Столярные и токарные работы

 
Лубяные короба Лубяные короба Резьба богородской скульптуры Резьба богородской скульптуры Русские деревянные ковши Русские деревянные ковши Инструменты для резьбы по дереву Инструменты для резьбы по дереву
 
Текстура древесины Текстура древесины

Изготовление лубяных изделий

Хлебница из луба

В научной литературе нет описания последовательности изготовления лубяных изделий. Однако, анализируя сохранившиеся памятники этого вида народного художественного ремесла, можно восстановить в общих чертах ход работы с некоторыми ее технологическими тонкостями. Стенки хлебниц, например, гнули из луба и сшивали внахлест сосновым корнем. По размеру и форме корпуса из деревянной тонкой дощечки вырезали дно, которое прикрепляли к стенкам деревянным обручем. Крышку хлебницы вырезали чуть большего размера с расчетом на то, чтобы она ложилась на обруч, согнутый по форме корпуса и надетый на него. Прикрепляли крышку к первому обручу с помощью второго наружного обруча.

Чтобы обручи хорошо сгибались, на них изнутри делали вертикальные надсечки на половину толщины. В кольцо все обручи сшивали внахлест сосновым корнем. Наружные закрепляющие обручи надевали в распаренном состоянии на дно и крышку, высыхая, обручи плотно удерживали их. К корпусу хлебницы и к первому обручу крышки закрепляющие обручи пришивали в нескольких местах сосновым корнем. Принцип изготовления хлебной коробейки начала XX в. Лешуконского района Архангельской области (рис. 1) совсем другой. Лешуконская хлебница изготовлялась в такой последовательности. Из луба гнули корпус коробейки, делая широкий нахлест стенок. Затем его сшивали сосновым корнем двумя швами. Из тонкой дощечки вырезали одинаковые по форме и размеру донышко и крышку, которые прикрепляли к корпусу обручами, соединенными взамок. Чтобы обручи хорошо сгибались, их довольно часто надсекали по всей длине. Обручи распаривали и надевали на корпус, после высыхания они довольно плотно прижимали донышко и крышку. Для большей прочности обручи дополнительно прикрепляли к корпусу деревянными шпильками. На хлебной коробейке намечали высоту крышки и отпиливали ее по кругу. Затем к нижней части коробейки изнутри прикрепляли лубяной обруч с выступом вверх примерно на половину его ширины. В результате получалось хорошее и плотное соединение стенок с крышкой, что так необходимо для тары, в которой хранят хлеб. Украшению хлебниц уделялось особое внимание, видимо, потому, что они были своего рода ритуальными предметами. В хлебных коробейках подносили хлеб к столу во время ежедневных семейных трапез. Хлебница обычно входила в состав приданого. В Мезени хлебницы украшали графической росписью по золотистому тону естественного цвета древесины, в Пермогорье на белых стенках писали сюжетные композиции. Общий смысл этих росписей сводился к пожеланию благополучия.


Хлебница. Луб, сосна, темпера, гнутье, сшивание, роспись. Конец XIX в., Архангельская губ., г. Яранск, музей.

Рис. 1. Хлебница. Луб, сосна, темпера, гнутье, сшивание, роспись. Конец XIX в., Архангельская губ., г. Яранск, музей.

Для Нижегородской губернии характерны мочесникилубяные кузовки для складывания веретен с напряденными нитями — «мычками», или «мочками». Мочесники, как правило, были прямоугольными с сильно закругленными углами. Корпус сгибали из полоски луба и сшивали внахлест лыком. В распаренные края корпуса вставляли деревянное донышко примерно на 1,5 см выше нижнего края. Высыхая, луб плотно обхватывал донышко и удерживал его. Для большей прочности по нижнему краю корпуса изнутри, под донышком вставляли обруч из узкой полоски луба. Обруч сшивали и прикрепляли в нескольких местах к корпусу. Стенки мочесника расписывали жанровыми сценками, тематически связанными с процессом прядения.

В Пермогорье Архангельской области в XIX в. делали набирухи для ягод, похожие по форме на новгородские лукошки, но в отличие от них имеющие ручку, привязанную к верхней кромке корпуса (рис. 2). Корпус набирухи гнули из луба и сшивали внахлест сосновым корнем, а донышко делали из нескольких слоев бересты и пришивали к нижней кромке корпуса. Писали на таких набирухах на счастье птицу-сирин, рядом с ней деревенских петухов, коней в окружении гибких побегов сказочных растений. Самые сложные по конструкции и процессу сборки из лубяных изделийкороба. Некоторые из них, например вятские и поволжские, для прочности укрепляли со стороны дна жесткой каркасной сеткой. Один из таких коробов высотой 46 см, длиной 52 см, шириной 42 см хранится в краеведческом музее города Советска Кировской области. Поскольку этот короб, судя по размерам, предназначен для хранения и перевозки сравнительно большого количества вещей, дно его укреплено каркасной сосновой решеткой из четырех пересекающихся под прямым углом брусков шириной 3 — 3,5 см. Длина двух брусков равна длине корпуса, двух других — его ширине с припусками на крепительные шипы. Бруски соединены накрест в паз. Концы всех брусков вставлены шипами в гнезда деревянного обруча шириной 5,5 см, толщиной 1 см. Чтобы обруч лучше сгибался, по углам его сделаны высечки. Обруч, как обычно, сшит внахлест. На каркас положено прямоугольное с закругленными углами дно из сосновой доски, размеры дна 50x40x1,5 см. Пластине луба, предназначенной для корпуса короба, придавали прямоугольную форму, соответствующую форме и размерам дна. Для того чтобы луб легче сгибался, его надсекали по углам. При формировании корпуса следили за тем, чтобы соединительные швы приходились на середину передней стенки. Стенки корпуса сшивали двумя швами внахлест с большим заходом, достаточным для того, чтобы между швами можно было укрепить врезной замок. Корпус короба вставляли в обруч дна и пришивали к нему в нескольких местах.

Набируха. Луб, левкас, темпера, пермогорская роспись. XIX в., Архангельская губ.

Рис. 2. Набируха. Луб, левкас, темпера, пермогорская роспись. XIX в., Архангельская губ.

Крышку, вернее верхнее донышко, вырезали по форме и размеру корпуса из сосновой доски. Прикрепляли верхнее донышко к корпусу короба деревянным Г-образным в сечении обручем. По углам обруча делали высечки. Обруч распаривали и надевали на корпус и крышку; высыхая, он сжимался и плотно обхватывал их. Сшивали верхний обруч внахлест. Все сшивные работы в процессе изготовления короба выполняли сосновым корнем. Затем определяли высоту крышки и по намеченной линии отпиливали ее. Для более плотного закрывания короба к верхней кромке корпуса изнутри пришивали полоску луба шириной 7 см так, чтобы приблизительно половина ее выступала над корпусом. Крышку навешивали к задней стенке короба с помощью металлических петель.

Мы думаем, что вас заинтересуют следующие статьи:


  Лубяные короба

На поперечном разрезе ствола любого дерева можно видеть сердцевину, древесину и кору. Кора в свою очередь состоит из внешнего темноокрашенного...

  Русская матрешка

Русская матрешка, выточенная из древесины и ярко раскрашенная, покорила весь мир. Старейшая русская матрешка - загорская (см. рисунок слева). В...

  Точение русской матрешки из дерева

Матрешка - это полая кукла, состоящая из двух разъемных частей, поэтому и вытачивают ее в два приема. Как любое токарное...

  Русские деревянные игрушки

Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX в., а может быть и раньше, у восточнославянских племен,...

  Точение деревянного поставка

Поставок с крышкой, как и все изделия, состоящие из двух разъемных частей, изготовляют из одной болванки. Болванку цилиндрической формы закрепляют...