На главную    Написать письмо    Карта сайта

РЕЗНОЕ.SU

   Уроки по деревообработке и художественной отделке

   Резьба по дереву, изготовление мебели и поделок

   Деревообрабатывающие станки и инструменты

   Столярные и токарные работы

Резьба богородской скульптуры

Последовательность резьбы фигурки медведя

Для резьбы богородской скульптуры требуются полукруглые стамески, богородский нож и заготовки из сухой древесины мягких лиственных пород — липы, осины, ольхи. В промысле издавна сложились традиционные приемы экономного использования материала. Мастер строит форму в трехграннике или «горбушке» — полукруглом куске дерева. Для фигурки человека предпочитается форма заготовки в виде треугольника, лошадь же лучше вписывается в «горбушку».

Одним из непременных правил работы художника-резчика является предварительное выполнение задуманной композиции в пластилине или глине (Поправка: богородская резьба — это маховая резьба без предварительных эскизов, лепок и т.д. Данное утверждение справедливо для обучения резьбе студентов Богородского техникума). Потом на брусок соответствующего размера наносят контуры скульптуры, по которым делают черновую обрубку, благодаря чему заготовка приобретает приблизительные очертания будущей фигурки. Затем широкими полукруглыми стамесками (шириной 30, 40 мм) прорабатывают основные объемы скульптуры. Для мелких деталей используют стамески с шириной лезвия 6-25 мм. Снимать лишнюю древесину нужно постепенно со всех сторон заготовки. Богородским ножом отделывают поверхность скульптуры, как бы оглаживая ее, мягкими округлыми движениями состругивают тончайшую стружку.

Для начала лучше выполнить несколько статичных фигурок человека, постепенно усложняя и увеличивая их размер. Для первых упражнений не следует брать фигуру в сложном повороте. Работая над скульптурой, надо стараться передать характер образа.


Освоив резьбу фигурок человека, можно приступить к резьбе изображений животных (см. рисунок выше). Особое внимание нужно уделить выявлению силуэта, передаче форм и объемов, обработке поверхности. Необходимо, чтобы скульптура была пластичной во всех поворотах. Прорезать сквозные отверстия, например проемы между основанием скульптуры, ногами и туловищем животного, нужно после обработки крупными стамесками основных форм. В противном случае можно допустить ошибку в распределении масс. При выполнении многофигурной композиции нужно сначала решить ее в целом и только потом приступить к проработке отдельных фигур и предметов. На последнем этапе резьбы с помощью мелких полукруглых стамесок и ножа наносят орнаментальные порезки, воспроизводящие рисунок шкуры животного, костюма человека, прожилок листьев деревьев, фактуры травы и т. д. В некоторых случаях поверхность скульптуры шлифуют мелкой шкуркой. Современная богородская игрушка и скульптура, как правило, остаются неокрашенными, сохраняющими естественный цвет древесины.

Мы думаем, что вас заинтересуют следующие статьи:


  Русские деревянные ложки

Наиболее древняя ложка (рис. 1), видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы...

  Русские деревянные игрушки

Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX в., а может быть и раньше, у восточнославянских племен,...

  Резьба деревянной ложки

Для изготовления ложек используют большей частью древесину березы, осины, ольхи, липы. Резать ложки лучше из воздушно-сухой древесины с влажностью 15-20%....

  Токарные деревянные игрушки и посуда

Токарная работа, или токарное дело, - один из распространенных видов народного художественного ремесла (рис. 1). Народные мастера издавна изготовляли точеную...

  Введение в художественную обработку дерева

Художественная обработка дерева - один из самых древних и распространен­ных видов русского народного искусства. Издавна народные мастера изготов­ляли из дерева...