На главную    Написать письмо    Карта сайта

РЕЗНОЕ.SU

   Уроки по деревообработке и художественной отделке

   Резьба по дереву, изготовление мебели и поделок

   Деревообрабатывающие станки и инструменты

   Столярные и токарные работы

Русские деревянные игрушки

Конь-каталка. Дерево, резьба, роспись. XIX в., Поволжье.

Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX в., а может быть и раньше, у восточнославянских племен, живших на реке Волхов, были в обращении деревянные игрушки. Но между древнейшим периодом в истории русской деревянной игрушки и новым временем — белые страницы. Игрушка XVIII в. сохранилась до наших дней в небольшом количестве. Более полно собрана деревянная игрушка XIX — начала XX в. Во второй половине XIX в. в селе Лысково Нижегородской губернии делали коньки-каталки. Лысковские коньки, выполненные из плоских дощечек и поставленные на две пары колес, имели очень выразительный силуэт. В круто изогнутой шее, в энергичных широких линиях, передающих очертания корпуса, выражена норовистость быстрого коня. Благодаря яркой раскраске и геометризованной орнаментальной разделке они очень декоративны.

Наибольшую популярность необычайной декоративной выразительностью форм и раскраски приобрели игрушки Владимирской губернии и деревень, расположенных поблизости Городца Нижегородской губернии (рис. 1). Здесь резали конные упряжки, поставленные на дощечки с колесиками. Одиночные, парные, тройками их делали запряженными в возок, сани, карету. Фигуры коней очень реалистичны. Изгиб передних ног и шеи довольно натурально передает движение. Наиболее ранним типом деревянной игрушки, не получившим широкого развития, является игрушка Вологодской и Архангельской губерний, выполненная из корневищ. Несмотря на простоту и примитивность, она очень выразительно передает образы плывущей птицы и коня. Грубо вырубленные, несколько угловатые в своих формах, они иногда напоминают скульптуры, украшающие крыши северных изб.

Городецкая упряжка

Рис. 1. Городецкая упряжка. Дерево, резьба, роспись. 1870-е гг., Нижегородская губерния, Музей народного искусства.


Северные игрушки, вырезанные из куска дерева, связаны с наиболее древними формами народной деревянной игрушки — это куклы-панки и паны, фигурки коней и птиц. Для изготовления северных игрушек обычно использовали кусок сухой древесины сосны, ели, березы, ольхи, осины.

Панки — объемные, схематично выполненные из целого куска дерева человеческие фигурки, напоминают круглый или ограненный столбик, балясину. Деревянный чурак подходящего размера размечали (рис. 2), обрубали топором, придавая ему приблизительные очертания будущей игрушки. Затем обрабатывали фигурку ножом. Голове придавали шаровидную или конусовидную форму, округленную на затылке и плоскую в лицевой части. Голова плавно переходила в конусообразное или кубовидное тулово. Перемычка, сделанная примерно посередине тулова, означала талию. Руки едва намечали рельефом. Схематично определяли черты лица: нередко щеки слегка моделировали таким образом, чтобы рельефно выступал нос. Небольшими ямками или бороздками намечались глаза и рот. Иногда обозначали женскую грудь или косу.

Последовательность резьбы куклы-панки

Рис. 2. Последовательность резьбы куклы-панки: 1 — разметка; 2 — зарубка; 3 — черновая обработка; 4 — чистовая обработка и выжигание узора штампиками.

Куклы-панки украшали резьбой (трехгранно-выемчатой и контурной) или выжиганием раскаленной проволокой — вертикальные или горизонтальные линии, шляпками гвоздей делали темные круги с сетчатым узором или белой точкой в центре (барочный гвоздь), винтом — желобчатые бороздки. Острием гвоздя наносили мелкие точки и углубления. Орнамент подчеркивал детали костюма и головной убор, имитировал украшения. С течением времени облик панок изменялся, на смену традиционному геометрическому орнаменту постепенно приходит реалистическое изображение одежды. Среди северных плотницких игрушек особенно распространены были коники (рис. 3). Мезенские и печорские коники имеют могучее удлиненное туловище, массивную круто изогнутую короткую шею и маленькую обобщенно вырезанную головку. Короткие ноги часто оставлялись нерасчлененными и изображались выброшенными вперед, как в беге. Для этих игрушек характерна граненость форм, придающая им вид архитектурной детали. Фигурку коника изготовляли в той же последовательности, что и куклы-панки.

Последовательность резьбы коника

Рис. 3. Последовательность резьбы коника: 1 — разметка; 2 — зарубка; 3 — черновая обработка; 4 — чистовая обработка и выжигание узора штампиками.

Всеобщей любовью в XIX в. пользовалась богородская деревянная скульптура и игрушка, главным производящим центром которой являлось село Богородское Владимирской губернии, принадлежащее Троице-cергиевской лавре. Начало богородской деревянной мелкой пластике положил игрушечный промысел, существовавший в Сергиевом Посаде, по предположению исследователей, уже в XVII в. Правда, материальных памятников того времени не сохранилось, но есть упоминание о них в литературе. Да и произведения XVIII в. говорят о том, что мастерство местных резчиков в это время было на достаточно высоком художественном уровне. Богородская игрушка начала XIX в. резко отличается от деревянных игрушек Русского Севера и Нижегородской губернии (рис. 4). Произведениям богородчан не свойственны фантастические или условно трактованные образы, их заменяют вполне реалистичные изображения барынь, гусаров, сцен из крестьянской жизни, фигурок зверей, домашних животных и птиц. Фигурки, как правило, стояли на подставках. Скульптура, вырезанная богородскими мастерами, отличалась фронтальностью, которая лишь иногда нарушалась легким наклоном головы. Удлиненные пропорции придавали ей некоторую изысканность. Раскраска в два-три ярких цвета, среди которых предпочитались красный, желтый, синий, реже — зеленый, делали ее необычайно декоративной. В белых, неокрашенных игрушках по гладкой поверхности дерева несколькими линиями порезок изображали складки одежды, рисунок перьев птиц и шерсти животных.

Дамы и гусар. Дерево, богородская резьба, роспись. XIX в.

Рис. 4. Дамы и гусар. Дерево, богородская резьба, роспись. XIX в., Подмосковье, Музей народного искусства.

Во второй половине XIX в. основную массу богородских игрушек делали белыми, неокрашенными, что заставляло мастеров разнообразить их отделку порезками. В формах игрушек чувствуется упрощенность. Фигурки стали приземистее, но зато их движения более свободны и естественны. Появляются скульптурные группы — жанровые сценки, передающие сюжеты сельской жизни и народных сказок. Богородские мастера изобрели много игрушек с движением на параллельных планках, на вращающихся основаниях, на планках-разводах, игрушки-дергуны, собранные на прочных нитках и шнурках, фигурки-трясучки, у которых головы укреплены на спиральных проволочках (рис. 5). Таким же образом прикрепляли листья к деревьям. В начале XX в. появились заводные двигающиеся, озвученные игрушки.

Старик со старухой. Дерево, богородская резьба, роспись. XIX в.

Рис. 5. Старик со старухой. Дерево, богородская резьба, роспись. XIX в., Подмосковье, Музей народного искусства.

Остроумие и тонкий народный юмор, поэтизация образов и убедительная простота характерны для произведений богородских мастеров. Самобытная и оригинальная богородская скульптура несет в себе черты глубокой реалистичности. Художественные образы для своих произведений мастера берут из реальной жизни. В наше время темами для богородской скульптуры стали исторические события, сюжеты народных сказок и басен, а также мотивы современной жизни. Одним из любимых героев богородских мастеров стал мишка, мишка-дровосек, строитель, космонавт, спортсмен и т. д.

Изображая зверей, птиц, животных, человека, резчики очень точно передают их характерные черты в необычайно выразительной пластической форме. Богородские мастера, великолепно знающие пластические свойства древесины, умело используют их в создании скульптурных форм. В своих работах они избегают излишней детализации, внося тем самым некоторую условность и достигая большей декоративности произведений. Виртуозно владея своим ремеслом, они выработали особые приемы маховой резьбы, орнаментальной обработки и порезки поверхности.

Мы думаем, что вас заинтересуют следующие статьи:


  Русская матрешка

Русская матрешка, выточенная из древесины и ярко раскрашенная, покорила весь мир. Старейшая русская матрешка - загорская (см. рисунок слева). В...

  Токарные деревянные игрушки и посуда

Токарная работа, или токарное дело, - один из распространенных видов народного художественного ремесла (рис. 1). Народные мастера издавна изготовляли точеную...

  Цветовые тона древесины при протравном крашении (железный и медный купорос, хлорное железо, хлорная медь, двухромовокислый калий)

1. 5%-ный раствор железного купороса: - Иссиня-черный цвет (дуб, орех) ; - Черный цвет (бук, красное дерево); - Темно-серый цвет (клен, береза). 2. 1%-ный...

  Русские деревянные ложки

Наиболее древняя ложка (рис. 1), видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы...

  Введение в художественную обработку дерева

Художественная обработка дерева - один из самых древних и распространен­ных видов русского народного искусства. Издавна народные мастера изготов­ляли из дерева...