На главную    Написать письмо    Карта сайта

РЕЗНОЕ.SU

   Уроки по деревообработке и художественной отделке

   Резьба по дереву, изготовление мебели и поделок

   Деревообрабатывающие станки и инструменты

   Столярные и токарные работы

Русский сундучный промысел (сундуки, шкатулки, ящики, ларцы, коробочки, пеналы)

Русский сундучный промысел (сундуки, шкатулки, ящики, ларцы, коробочки, пеналы)

В XVI — XVII вв. самыми известными центрами производства сундуков были Великий Устюг и Холмогоры — крупные торговые города России на Северной Двине. В районе Борка делали сундуки для приданого. Это прямоугольные сундуки в виде ящика, сделанные из сосны и окованные гладкими полосами железа, разделяющими стенки и крышку на отдельные прямоугольники, которые потом расписывали. Роспись украшала и внутреннюю сторону крышки. Большие сундуки, распространенные в конце XVIII в. в Заволжье, оковывали блестящим луженым железом или жестью с красочной росписью.

В начале XIX в. появился сундучный промысел в Вятской губернии. Для вятских сундуков характерна выпуклая крышка. Изготовляли их комплектами до 10 штук в виде ставней или складней и подобно матрешкам вставляли один в другой. Вятские кустари украшали свои сундуки росписью: оранжево-красный, реже зеленый или сине-голубой фон, разделенный темными полосами на квадраты и прямоугольники, покрывали рябеньким орнаментом из точек, штрихов, кружков, крестиков, соединяющихся в ромбы, треугольники и круги (рис. 1).

Сундук. Дерево, клеевые краски, столярная работа, роспись. Начало XX в., Вятская губ., г. Пермь, галерея.

Рис 1. Сундук. Дерево, клеевые краски, столярная работа, роспись. Начало XX в., Вятская губ., г. Пермь, галерея.

Некоторые из столяров Безсолинской и Рыбинской волостей обивали сундуки узорчато-прорезным железом, а также обивали железом и раскрашивали на макарьевский манер. Макарьевские сундуки, сделанные из ольхи или дуба, окрашивали красно-синей или зеленой краской и обивали полосами железа с печатными узорами или морозкой и фигурными угольниками и личинами. На передней стенке по сплошным листам железа писали красками вазы с цветами или букеты цветов с плодами и птицами. Роспись носила в основном живописный характер с разделкой белильными оживками, лишь золотистая рамка была расписана мелким графическим узором. Украшение этих сундуков было очень похоже на декор подносов, за что их называли подносными. Более близкие к нам по времени сундучные промыслы Урала. Расцвет этих промыслов можно отнести к середине XIX в. Кустарной переписью 1894 — 1895 гг. только в Пермской губернии было зарегистрировано 25 сундучных заведений. Наивысшего развития как в качественном, так и в количественном отношении, сундучный промысел достиг в Невьянском и Быньговском заводах Екатеринбургского уезда (ныне Свердловская обл.). На этих промыслах существовало широкое разделение труда. Сосновые и кедровые ящики делали большей частью крестьяне Краснопольской волости Верхотурского уезда. Остальные детали изготовляли кустари Невьянского и Быньговского заводов. Особый интерес представляет заготовка для отделки сундуков железа и жести разных сортов: черной жести, покрытой олифой; вороненой черной жести; черной жести, крашенной синей, красной или желтой красками; белой жести; бронзированной белой жести; белой жести с морозкой; белой жести с мраморной морозкой; жести желтой с морозкой; жести желтого цвета с темной морозкой; печатной жести; жести чеканенной для зеркальных сундуков; жести чеканенной полосами; жести бронзированной и чеканенной: сундучного железа, печатанного красками; железа полированного, носящего название зеркала.


На Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге в 1902 г. были представлены типичные изделия уральских сундучников: шкатулки, погребцы и сундучки мастерской О. А. Лаптева Нижне-Тагильского завода; шкатулки кустарей Невьянского завода; образцы сундуков различных размеров от 4 до 8 вершков длиной, изготавливаемых невьянекими сундучниками — сундук с передней стенкой, обитой жестью; сундук, кругом обитый жестью; сундук, обитый жестью с морозкой; сундук с передней стенкой, отделанной чеканкой; горка из пяти невьянских сундуков. Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила. На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр и литографий.

В середине XIX в. в ходу были павловские сундуки двух видов: обитые полосами железа и подносные, похожие на макарьевские. Делали их укладками по шесть штук. В Великом Устюге вплоть до середины XIX в. делали подголовки со скошенной верхней крышкой, ларцы с теремком наверху, сундучки с покатым верхом, квадратные ящички небольших размеров. Особой популярностью пользовались изделия Холмогор, обтянутые кожей тюленя, в том числе нерпы, или красной юфтью, иногда богато окрашенные и окованные железом. Ларцы-теремки Великого Устюга и Холмогор повторяют форму архитектурных теремов Древней Руси. Как и у построек этого типа, в их основе лежит куб, завершающийся четырехскатной кровлей-крышкой. Сравнительно большая по объему крышка имела потайное отделение для особо ценных вещей, доступ в которое открывала прямоугольная плоская дверка — верхняя грань крышки. Делали такие ларцы из дуба. Крышку навешивали на железные петли. Оба отделения закрывались на врезные замки. Для большей прочности ларцы оковывали железными полосами, которые часто просекались кружевным узором. Для того чтобы этот узор был лучше виден, под железные полосы подкладывали красную и зеленую бумагу или слюду. Когда ларец хотели сделать еще более нарядным, его расписывали, а стенки внутри обивали узорной тканью (рис. 2).

Ларец-теремок. Дерево, железо, темпера, столярная работа, роспись. XVII в., Русский Север, Исторический музей.

Рис. 2. Ларец-теремок. Дерево, железо, темпера, столярная работа, роспись. XVII в., Русский Север, Исторический музей.

Наряду с ларцами-теремками большим спросом пользовались сундучки-подголовки. Само название говорит о том, что его можно было положить под голову — самое надежное место для сохранности. В подголовке хранили деньги, драгоценности, важные документы. Сундучок этот делался невысоким, а верхняя крышка — покатой. Подголовки тоже делали из дуба, а снаружи оковывали железом — иногда полосами, иногда сплошным полотном с просечными узорами и цветной подкладкой из слюды. Внутреннюю сторону крышки часто расписывали сюжетной росписью с заполнением свободного поля растительным орнаментом.

В начале XIX в. получили довольно широкое распространение небольшие ларцы для хранения принадлежностей туалета с полукруглой крышкой. Украшенные резьбой, покрытые левкасом и густо вызолоченные, они постепенно уступают место более простым по форме и украшению шкатулкам, инкрустированным металлом или цветным деревом.

В Государственном историческом музее и Музее народного искусства в Москве сохранились бытовавшие вплоть до начала XX в. во Владимирской губернии небольшие свечные ящички с выдвижными крышками, вроде пеналов. Одни из них покрыты мелкой резьбой растительного характера, напоминающие резьбу XVII в., другие заполнены мотивами плоской геометрической резьбы. В 90-е гг. XIX в. мастерская по изготовлению небольших столярных изделий — шкафчиков, шкатулок разного назначения, которые обильно украшались резьбой, была создана в селе Ахтырка Московской губернии. Замечательны хранящиеся в музеях страны шкатулки, выполненные В. П. Ворносковым, выпускником Абрамцевской художественной мастерской и организатором Абрамцево-Кудринского промысла. Среди созданных им вещей трудно встретить две одинаковые. Это круглые, прямоугольные, овальные, высокие и низкие с различными отделениями ларцы, коробочки, пеналы, сундучки. Мастер каждый раз находил новое решение не только в пластике и пропорциях, но и в декорировке и отделке. В шкатулках, ларцах часто сопоставляется замысловатый узор, составленный из простейших элементов, с гладью лакированного дерева. За высокие художественные достоинства работы мастер и его мастерская постоянно удостаивались наград на русских и зарубежных выставках. В его творческом коллективе выросло несколько поколений самобытных художников, развивающих искусство абрамцево-кудринской резьбы по дереву. Современные мастера наряду с работами, выполненными в технике объемной резьбы и долбления, изготовляют разнообразные по формам и размерам столярные изделия — шкатулки, настенные шкафчики, аптечки, декорированные геометрическим и растительным резным узором, отделанные темными политурами и морилками, делающими простую светлую древесину похожей на драгоценную.

Мастера загорского промысла Московской области делают ларцы, коробочки и шкатулки, украшенные пейзажами, выполненными в технике росписи с выжиганием. Яркие и веселые, как лубочные картинки, пейзажи на шкатулках-сувенирах передают запоминающийся образ города-памятника Загорска (рис. 3).

Шкатулка. Липа, гуашь, столярная работа, выжигание, роспись. 1980-е гг., г. Загорск.

Рис. 3. Шкатулка. Липа, гуашь, столярная работа, выжигание, роспись. 1980-е гг., г. Загорск.

Мы думаем, что вас заинтересуют следующие статьи:


  Русская народная мебель

Благодаря летописям, сказаниям, былинам, многочисленным свидетельствам современников, разнообразным изобразительным источникам мы знаем, что города Древней Руси были обнесены дубовыми стенами...

  Введение в художественную обработку дерева

Художественная обработка дерева - один из самых древних и распространен­ных видов русского народного искусства. Издавна народные мастера изготов­ляли из дерева...

  Сырьё для изготовления изделий из луба

В качестве сырья для производства гнутых изделий на севере нашей страны применяли луб сосны, в Вятской и Нижегородской губерниях —...

  Инкрустация

Инкрустация - это украшение изделия пластинками из  слоновой кости, перламутра, металла и других материалов, врезанными в его поверхность. Причем  вставки...

  Токарные деревянные игрушки и посуда

Токарная работа, или токарное дело, - один из распространенных видов народного художественного ремесла (рис. 1). Народные мастера издавна изготовляли точеную...