На главную    Написать письмо    Карта сайта

РЕЗНОЕ.SU

   Уроки по деревообработке и художественной отделке

   Резьба по дереву, изготовление мебели и поделок

   Деревообрабатывающие станки и инструменты

   Столярные и токарные работы

Публикации с термином "дерево"

Сырьё для изготовления изделий из луба

Сырьё для изготовления изделий из луба

В качестве сырья для производства гнутых изделий на севере нашей страны применяли луб сосны, в Вятской и Нижегородской губерниях — луб липы, осины, реже ясеня. Луб можно снимать только с деревьев на лесосеках. Снятую кору расправляли и очищали от верхнего пробкового слоя, оставляя чистый луб. При изготовлении лубяных изделий ту сторону луба, которая была обращена к древесине, гладкую и глянцевую, ставили на лицевую сторону, а ту, с которой счищали пробковый слой, со следами инструмента — внутрь.

Деревянные обручи для коробов и хлебниц изготовляли из древесины дуба, ясеня, вяза, клена (они хорошо гнутся) или из древесины березы, осины, сосны, ели и лиственницы с пропариванием их для большей эластичности. Но народные мастера, бережно относящиеся к природному материалу, как правило, для обручей использовали древесину той же породы, с которой снимали луб. Заготовки для обручей представляют собой бруски прямоугольного сечения, полученные путем раскалывания или распиливания древесины вдоль ствола через сердцевину и оструганные с четырех сторон. Сосновый корень для сшивания лубяных изделий добывали на лесосеках в теплое время года. Брали корни не толще 4 — 6 см. Непосредственно перед употреблением с них снимали кору и расщепляли торец толщиной в 1 — 2 см ножом, а более толстые — с помощью колунков на нужное количество частей. Свежевыкопанные корни сохраняют эластичность два-три дня, поэтому перед работой их нужно распаривать.

Читать полностью «Сырьё для изготовления изделий из луба» »

Точение деревянного поставка

Точение деревянного поставка

Поставок с крышкой, как и все изделия, состоящие из двух разъемных частей, изготовляют из одной болванки. Болванку цилиндрической формы закрепляют на станке. Производят черновую обточку полукруглой стамеской и косяком зачищают торец. Полукруглой стамеской делают в торце выемку внутренней полости крышки и плоской столярной стамеской зачищают донышко выемки. Косяком начисто обтачивают наружную поверхность крышки, формируя согласно эскизу коковку, и острым углом косяка отрезают ее.

Зачищают торец оставшейся части болванки. По торцу с наружной стороны поставка косяком вытачивают фальц, его диаметр должен быть на 0,5 мм меньше внутренней выемки крышки. Высота фальца на 2 — 3 мм меньше высоты внутренней выемки крышки. Наружную кромку остова срезают под углом к выступу для лучшего надевания крышки. Отмечают высоту поставка. Выбирают внутренний объем сначала полукруглой стамеской, затем крючком нужного радиуса изгиба. Плоское донышко внутри поставка зачищают плоской столярной стамеской. Крышку надевают на остов и производят дополнительную чистовую обточку всего поставка косяком, подгоняя остов и крышку друг к другу. Шлифуют поверхность поставка шкуркой. Шлифование производят всегда вдоль волокон древесины. Острым концом лезвия косяка подрезают торец.

Читать полностью «Точение деревянного поставка» »

Точение миски из дерева

Точение миски из дереваТрадиционные чаши, солонки, поставки, бочонки, вазы, миски вытачивают из древесины липы, березы, осины. Точение миски — процесс, настолько отработанный поколениями мастеров, что выполнение его на предприятиях народных художественных промыслов отличается гармонией, своеобразной пластикой движений мастера-токаря. Миску токарным способом изготовляют из цилиндрической болванки. Маленькие миски обычно вытачивают из длинного цилиндра, рассчитанного на несколько изделий. Такой цилиндр дополнительно закрепляют в задней бабке. Небольшие цилиндры закрепляют в трубчатый патрон. Тарелки и чаши с большим диаметром закрепляют на передней бабке с помощью планшайбы. Болванку закрепляют на станке и полукруглой стамеской обрабатывают начерно наружную часть миски. Ориентируясь на нее, сначала полукруглой стамеской начерно, потом резцом-крючком начисто выбирают внутренний объем. Если донышко внутри миски плоское, его дополнительно зачищают плоской столярной стамеской. При вытачивании внутренней выемки нужно стараться, чтобы она была гладкой и стенки миски были равномерной толщины.

Затем косяком производят наружную отделку миски, плавно выводя переход от стенок к донышку. После этого вытачивают невысокий поддон. Наконец зачищают поверхность шкуркой и острым углом косяка подрезают торец. Если болванка закреплена в задней бабке, то при точении до конца сохраняют цилиндрическую бобышку, удерживающую миску. Обрезают ее в последний момент, а оставшийся от нее конусовидный выступ внутри миски выравнивают резцом. Следует обратить внимание на то, чтобы поддон миски был немного углублен к середине, это необходимый припуск на деформацию при сушке.

Читать полностью «Точение миски из дерева» »

Русская токарная посуда из дерева

Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику. О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI — начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

Распространенные формы русской токарной посуды

Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 — братина; 2 — чаша; 3, 4 — блюда; 5, 6 — кубки; 7 — стакан; 8 — чарка; 9 — ставчик; 10 — ставец.

Читать полностью «Русская токарная посуда из дерева» »

Точение русской матрешки из дерева

Матрешка — это полая кукла, состоящая из двух разъемных частей, поэтому и вытачивают ее в два приема. Как любое токарное изделие, имеющее внутреннюю полость, ее изготовляют из цилиндрической болванки. Пустотелые изделия вытачивают на токарных станках с чашечным, кулачковым или дисковым патроном. Для надежного закрепления болванки на токарном станке ее торец затесывают на конус, или патрон чашечный, и в виде цилиндра, если патрон кулачковый. Болванки, обрабатываемые в чашечных и кулачковых патронах, должны иметь припуск на обработку по длине 40-50 мм, по толщине и ширине 4-5 мм. Изделия, состоящие из двух частей, должны иметь дополнительный припуск по длине болванки. Болванку укрепляют на станке, центруют и зачищают торец. Затем в соответствии с эскизом производят черновую обточку головки. Далее полукруглой стамеской делают в торце выемку и резцом-крючком нужного радиуса изгиба выбирают и зачищают внутреннюю полость. Острым концом косяка срезают головку (рис. 1).

Последовательность точения головки матрешки

Рис. 1. Последовательность точения головки матрешки: 1 — заколачивание болванки в патрон станка; 2 — черновая обточка; 3 — зачистка торца; 4 — черновая обработка головки; 5 — положение руки с инструментом на подручнике; 6 — подрезка головки.

Читать полностью «Точение русской матрешки из дерева» »

Русская матрешка

Загорские матрешки. Дерево, гуашь, точение, роспись. Начало XX в., Москва, ассортиментный кабинет института игрушки.

Русская матрешка, выточенная из древесины и ярко раскрашенная, покорила весь мир. Старейшая русская матрешка — загорская (см. рисунок слева). В начале XX в. учебно-показательная мастерская в Сергиевом Посаде (ныне г. Загорск) начала выпускать расписанную гуашью и покрытую лаком деревянную матрешку. Загорская матрешка плотная, приземистая с плавным переходом головки в тулово. В образах первых загорских матрешек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий.

В начале XX в. производство матрешек началось также в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл). Семеновские матрешки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой тулова, а также ярче раскрашены. Мастерицы придавали им образ бойкой нарядной девушки в цветастой шали и красивом переднике. Расписывали их анилиновыми красителями, которые, к сожалению, быстро выцветают.

Вслед за ними появились матрешки в Полхов-Майдане (Горьковской обл.), в промыслах г. Калинина, Кирова, Наро-Фоминска и Бабенок (Московской обл.), Краснокамска (Пермской обл.).

Читать полностью «Русская матрешка» »

Страница 1 из 812345...Последняя »