На главную    Написать письмо    Карта сайта

РЕЗНОЕ.SU

   Уроки по деревообработке и художественной отделке

   Резьба по дереву, изготовление мебели и поделок

   Деревообрабатывающие станки и инструменты

   Столярные и токарные работы

 
Мягкая и твердая древесина Мягкая и твердая древесина Отделка Отделка Заточка столярных инструментов Заточка столярных инструментов Виды мозаики по дереву Виды мозаики по дереву
 
Блеск древесины Блеск древесины

Публикации с термином "изделия"

Сырьё для изготовления изделий из луба

Сырьё для изготовления изделий из луба

В качестве сырья для производства гнутых изделий на севере нашей страны применяли луб сосны, в Вятской и Нижегородской губерниях — луб липы, осины, реже ясеня. Луб можно снимать только с деревьев на лесосеках. Снятую кору расправляли и очищали от верхнего пробкового слоя, оставляя чистый луб. При изготовлении лубяных изделий ту сторону луба, которая была обращена к древесине, гладкую и глянцевую, ставили на лицевую сторону, а ту, с которой счищали пробковый слой, со следами инструмента — внутрь.

Деревянные обручи для коробов и хлебниц изготовляли из древесины дуба, ясеня, вяза, клена (они хорошо гнутся) или из древесины березы, осины, сосны, ели и лиственницы с пропариванием их для большей эластичности. Но народные мастера, бережно относящиеся к природному материалу, как правило, для обручей использовали древесину той же породы, с которой снимали луб. Заготовки для обручей представляют собой бруски прямоугольного сечения, полученные путем раскалывания или распиливания древесины вдоль ствола через сердцевину и оструганные с четырех сторон. Сосновый корень для сшивания лубяных изделий добывали на лесосеках в теплое время года. Брали корни не толще 4 — 6 см. Непосредственно перед употреблением с них снимали кору и расщепляли торец толщиной в 1 — 2 см ножом, а более толстые — с помощью колунков на нужное количество частей. Свежевыкопанные корни сохраняют эластичность два-три дня, поэтому перед работой их нужно распаривать.

Читать полностью «Сырьё для изготовления изделий из луба» »

Изготовление лубяных изделий

Хлебница из луба

В научной литературе нет описания последовательности изготовления лубяных изделий. Однако, анализируя сохранившиеся памятники этого вида народного художественного ремесла, можно восстановить в общих чертах ход работы с некоторыми ее технологическими тонкостями. Стенки хлебниц, например, гнули из луба и сшивали внахлест сосновым корнем. По размеру и форме корпуса из деревянной тонкой дощечки вырезали дно, которое прикрепляли к стенкам деревянным обручем. Крышку хлебницы вырезали чуть большего размера с расчетом на то, чтобы она ложилась на обруч, согнутый по форме корпуса и надетый на него. Прикрепляли крышку к первому обручу с помощью второго наружного обруча.

Чтобы обручи хорошо сгибались, на них изнутри делали вертикальные надсечки на половину толщины. В кольцо все обручи сшивали внахлест сосновым корнем. Наружные закрепляющие обручи надевали в распаренном состоянии на дно и крышку, высыхая, обручи плотно удерживали их. К корпусу хлебницы и к первому обручу крышки закрепляющие обручи пришивали в нескольких местах сосновым корнем. Принцип изготовления хлебной коробейки начала XX в. Лешуконского района Архангельской области (рис. 1) совсем другой. Лешуконская хлебница изготовлялась в такой последовательности. Из луба гнули корпус коробейки, делая широкий нахлест стенок. Затем его сшивали сосновым корнем двумя швами. Из тонкой дощечки вырезали одинаковые по форме и размеру донышко и крышку, которые прикрепляли к корпусу обручами, соединенными взамок. Чтобы обручи хорошо сгибались, их довольно часто надсекали по всей длине. Обручи распаривали и надевали на корпус, после высыхания они довольно плотно прижимали донышко и крышку. Для большей прочности обручи дополнительно прикрепляли к корпусу деревянными шпильками. На хлебной коробейке намечали высоту крышки и отпиливали ее по кругу. Затем к нижней части коробейки изнутри прикрепляли лубяной обруч с выступом вверх примерно на половину его ширины. В результате получалось хорошее и плотное соединение стенок с крышкой, что так необходимо для тары, в которой хранят хлеб. Украшению хлебниц уделялось особое внимание, видимо, потому, что они были своего рода ритуальными предметами. В хлебных коробейках подносили хлеб к столу во время ежедневных семейных трапез. Хлебница обычно входила в состав приданого. В Мезени хлебницы украшали графической росписью по золотистому тону естественного цвета древесины, в Пермогорье на белых стенках писали сюжетные композиции. Общий смысл этих росписей сводился к пожеланию благополучия.

Читать полностью «Изготовление лубяных изделий» »

Лубяные короба

Лубяной короб

На поперечном разрезе ствола любого дерева можно видеть сердцевину, древесину и кору. Кора в свою очередь состоит из внешнего темноокрашенного пробкового слоя, который называется коркой, и тонкого слоя — луба. Слой коры увеличивается ежегодно. Однако больших размеров она не достигает, так как прирост ее почти в десять раз меньше, чем древесины, и, кроме того, она отпадает в виде чешуек. Самая толстая кора в нижней (комлевой) части ствола. По отношению к объему ствола кора занимает у наших лесных пород от 6 до 25% в зависимости от породы, возраста дерева, климатических и почвенных условий. Луб — лубяная часть коры дерева — после того как его снимут со ствола и расправят, представляет собой довольно длинные и широкие полотнища. Во многих художественных и краеведческих музеях нашей страны хранятся лубяные изделия, которые поражают совершенством пропорций, простотой конструкции, лаконичностью приемов изготовления. На Руси лубом крыли крыши, из него изготовляли разных размеров короба, лукошки, мочесники, сеяльницы, хлебницы и т. д.

В раскопках Новгорода найдены лубяные колыбели XIII — XV вв. Они представляли собой лубяную, обтянутую берестой коробку высотой 20 — 30 см и длиной 68 — 83 см, ширина у изголовья и у ног была разной: у изголовья 36 — 42 см, у ног 31 — 36 см. Каркас дна колыбели гнули из деревянной рейки или из толстого прута. На каркас поперек натягивали веревки и покрывали их слоями луба и бересты. Затем к краям дна пришивали стенки. Все сшивные работы выполняли сосновым корнем или лозой. Колыбель в избе привязывали к оцепу — толстой гибкой жерди, верхний конец которой крепили к потолку. К X — XV вв. исследователи относят происхождение и других предметов быта, сделанных из луба. На новгородской земле были найдены большие короба для хранения одежды и другой домашней утвари. Они довольно разнообразны по форме — прямоугольные, овальные и круглые (рис. 1). Прямоугольные — с прямыми со всех четырех сторон стенками и плавно закругленными уголками, овальные — с прямыми длинными и полукруглыми низкими стенками, круглые — в горизонтальной плоскости имеют форму круга. Наиболее распространенные размеры прямоугольных и овальных новгородских коробов — 20×34; 30×40 см. Диаметр круглых варьировался в пределах 23 — 42 см, реже встречались коробьи диаметром 45 — 60 см. Удивляли своими размерами уникальные коробьи-великаны, достигающие в сечении 1 м. Высота стенок большинства из них составляла 30, 34 и даже 45 см.

Читать полностью «Лубяные короба» »

Точение деревянного поставка

Точение деревянного поставка

Поставок с крышкой, как и все изделия, состоящие из двух разъемных частей, изготовляют из одной болванки. Болванку цилиндрической формы закрепляют на станке. Производят черновую обточку полукруглой стамеской и косяком зачищают торец. Полукруглой стамеской делают в торце выемку внутренней полости крышки и плоской столярной стамеской зачищают донышко выемки. Косяком начисто обтачивают наружную поверхность крышки, формируя согласно эскизу коковку, и острым углом косяка отрезают ее.

Зачищают торец оставшейся части болванки. По торцу с наружной стороны поставка косяком вытачивают фальц, его диаметр должен быть на 0,5 мм меньше внутренней выемки крышки. Высота фальца на 2 — 3 мм меньше высоты внутренней выемки крышки. Наружную кромку остова срезают под углом к выступу для лучшего надевания крышки. Отмечают высоту поставка. Выбирают внутренний объем сначала полукруглой стамеской, затем крючком нужного радиуса изгиба. Плоское донышко внутри поставка зачищают плоской столярной стамеской. Крышку надевают на остов и производят дополнительную чистовую обточку всего поставка косяком, подгоняя остов и крышку друг к другу. Шлифуют поверхность поставка шкуркой. Шлифование производят всегда вдоль волокон древесины. Острым концом лезвия косяка подрезают торец.

Читать полностью «Точение деревянного поставка» »

Точение миски из дерева

Точение миски из дереваТрадиционные чаши, солонки, поставки, бочонки, вазы, миски вытачивают из древесины липы, березы, осины. Точение миски — процесс, настолько отработанный поколениями мастеров, что выполнение его на предприятиях народных художественных промыслов отличается гармонией, своеобразной пластикой движений мастера-токаря. Миску токарным способом изготовляют из цилиндрической болванки. Маленькие миски обычно вытачивают из длинного цилиндра, рассчитанного на несколько изделий. Такой цилиндр дополнительно закрепляют в задней бабке. Небольшие цилиндры закрепляют в трубчатый патрон. Тарелки и чаши с большим диаметром закрепляют на передней бабке с помощью планшайбы. Болванку закрепляют на станке и полукруглой стамеской обрабатывают начерно наружную часть миски. Ориентируясь на нее, сначала полукруглой стамеской начерно, потом резцом-крючком начисто выбирают внутренний объем. Если донышко внутри миски плоское, его дополнительно зачищают плоской столярной стамеской. При вытачивании внутренней выемки нужно стараться, чтобы она была гладкой и стенки миски были равномерной толщины.

Затем косяком производят наружную отделку миски, плавно выводя переход от стенок к донышку. После этого вытачивают невысокий поддон. Наконец зачищают поверхность шкуркой и острым углом косяка подрезают торец. Если болванка закреплена в задней бабке, то при точении до конца сохраняют цилиндрическую бобышку, удерживающую миску. Обрезают ее в последний момент, а оставшийся от нее конусовидный выступ внутри миски выравнивают резцом. Следует обратить внимание на то, чтобы поддон миски был немного углублен к середине, это необходимый припуск на деформацию при сушке.

Читать полностью «Точение миски из дерева» »

Русская токарная посуда из дерева

Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику. О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI — начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

Распространенные формы русской токарной посуды

Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 — братина; 2 — чаша; 3, 4 — блюда; 5, 6 — кубки; 7 — стакан; 8 — чарка; 9 — ставчик; 10 — ставец.

Читать полностью «Русская токарная посуда из дерева» »

Страница 1 из 41234