На главную    Написать письмо    Карта сайта

РЕЗНОЕ.SU

   Уроки по деревообработке и художественной отделке

   Резьба по дереву, изготовление мебели и поделок

   Деревообрабатывающие станки и инструменты

   Столярные и токарные работы

Публикации с термином "резьба"

Резьба богородской скульптуры

Последовательность резьбы фигурки медведя

Для резьбы богородской скульптуры требуются полукруглые стамески, богородский нож и заготовки из сухой древесины мягких лиственных пород — липы, осины, ольхи. В промысле издавна сложились традиционные приемы экономного использования материала. Мастер строит форму в трехграннике или «горбушке» — полукруглом куске дерева. Для фигурки человека предпочитается форма заготовки в виде треугольника, лошадь же лучше вписывается в «горбушку».

Одним из непременных правил работы художника-резчика является предварительное выполнение задуманной композиции в пластилине или глине (Поправка: богородская резьба — это маховая резьба без предварительных эскизов, лепок и т.д. Данное утверждение справедливо для обучения резьбе студентов Богородского техникума). Потом на брусок соответствующего размера наносят контуры скульптуры, по которым делают черновую обрубку, благодаря чему заготовка приобретает приблизительные очертания будущей фигурки. Затем широкими полукруглыми стамесками (шириной 30, 40 мм) прорабатывают основные объемы скульптуры. Для мелких деталей используют стамески с шириной лезвия 6-25 мм. Снимать лишнюю древесину нужно постепенно со всех сторон заготовки. Богородским ножом отделывают поверхность скульптуры, как бы оглаживая ее, мягкими округлыми движениями состругивают тончайшую стружку.

Для начала лучше выполнить несколько статичных фигурок человека, постепенно усложняя и увеличивая их размер. Для первых упражнений не следует брать фигуру в сложном повороте. Работая над скульптурой, надо стараться передать характер образа.

Читать полностью «Резьба богородской скульптуры» »

Русские деревянные игрушки

Конь-каталка. Дерево, резьба, роспись. XIX в., Поволжье.

Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX в., а может быть и раньше, у восточнославянских племен, живших на реке Волхов, были в обращении деревянные игрушки. Но между древнейшим периодом в истории русской деревянной игрушки и новым временем — белые страницы. Игрушка XVIII в. сохранилась до наших дней в небольшом количестве. Более полно собрана деревянная игрушка XIX — начала XX в. Во второй половине XIX в. в селе Лысково Нижегородской губернии делали коньки-каталки. Лысковские коньки, выполненные из плоских дощечек и поставленные на две пары колес, имели очень выразительный силуэт. В круто изогнутой шее, в энергичных широких линиях, передающих очертания корпуса, выражена норовистость быстрого коня. Благодаря яркой раскраске и геометризованной орнаментальной разделке они очень декоративны.

Наибольшую популярность необычайной декоративной выразительностью форм и раскраски приобрели игрушки Владимирской губернии и деревень, расположенных поблизости Городца Нижегородской губернии (рис. 1). Здесь резали конные упряжки, поставленные на дощечки с колесиками. Одиночные, парные, тройками их делали запряженными в возок, сани, карету. Фигуры коней очень реалистичны. Изгиб передних ног и шеи довольно натурально передает движение. Наиболее ранним типом деревянной игрушки, не получившим широкого развития, является игрушка Вологодской и Архангельской губерний, выполненная из корневищ. Несмотря на простоту и примитивность, она очень выразительно передает образы плывущей птицы и коня. Грубо вырубленные, несколько угловатые в своих формах, они иногда напоминают скульптуры, украшающие крыши северных изб.

Городецкая упряжка

Рис. 1. Городецкая упряжка. Дерево, резьба, роспись. 1870-е гг., Нижегородская губерния, Музей народного искусства.

Читать полностью «Русские деревянные игрушки» »

Резьба деревянной ложки

Для изготовления ложек используют большей частью древесину березы, осины, ольхи, липы. Резать ложки лучше из воздушно-сухой древесины с влажностью 15-20%. Сухую древесину (клен, самшит) для этих целей предварительно пропаривают 2-3 часа.

Последовательность резьбы ложки

Рис. 1. Последовательность резьбы ложки: 1 — раскалывание чурака на обрубки; 2 — вытесывание из обрубка осколка; 3 — тесление; 4 — обработка черенка.

Последовательность резьбы деревянной ложки приведена на рис. 1. Чурак (в длину ложки с припуском) раскалывают на обрубки. Из обрубков топором вытесывают осколки. Например, для детской тонкой ложки — 170 x 55 x 25 мм, для межеумка — 195 x 80 x 45 мм. Отесывают осколки на деревянной колодке топором. Вертикально поставленный осколок, удерживая левой рукой, отесывают, придавая ему форму лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и более полого — к черенку. Приставляя отлого лезвие топора к осколку-лопаточке, приподнимая его вместе с топором, слегка пристукивают им о колодку, при этом снимается тонкая стружка.

Читать полностью «Резьба деревянной ложки» »

Русские деревянные ложки

Наиболее древняя ложка (рис. 1), видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

Ложка. Дерево, резьба. II тысячелетие до н. э., г. Нижний Тагил, Горбуновский торфяник. Исторический музей

Рис. 1. Ложка. Дерево, резьба. II тысячелетие до н. э., г. Нижний Тагил, Горбуновский торфяник. Исторический музей.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 2). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент — плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.

Читать полностью «Русские деревянные ложки» »

Резьба ковша

Резьба ковша

Прежде чем приступить к вырезанию ковша, делают три шаблона: торцевой, боковой и верхний. Затем берут хорошо высушенный брусок древесины, размечают его (схема 1) по торцам и производят топором черновую обрубку. Затем наносят на заготовку контуры бокового и верхнего шаблонов и производят вторичную черновую обрубку, придавая заготовке очертания ковша. Для того чтобы при обрубке рукояти случайно не сколоть нужную древесину, можно с верхней стороны на стыке ее с чашей просверлить два сквозных отверстия. Далее заготовку обрабатывают большими полукруглыми стамесками: снимают почти всю лишнюю древесину с наружной стороны чаши ковша и формируют ручку. На следующем этапе теслом и полукруглыми стамесками производят грубую выборку внутреннего объема чаши ковша. При помощи полукруглых стамесок производят уточнение размеров, проработку формы изделия и скульптурных деталей. Далее ножом производят чистовую обработку наружной стороны ковша, отработку формы и скульптурных деталей — головки и хвоста, а клюкарзой обрабатывают внутреннюю поверхность ковша. Толщина стенок после этой операции должна быть минимальной. Ковш шлифуют в два этапа: сначала обрабатывают внешнюю поверхность, затем более тщательно внутреннюю. Поверхность ковша зачищают шкуркой, за исключением тех частей, на которые будет нанесен резной орнамент, потому что попавшие в древесину мельчайшие частицы абразива шкурки быстро тупят лезвие инструмента. На ковш по эскизу переводят рисунок отделочной резьбы, по которому мелкими стамесками режут узор. Окончательная отделка включает две операции: морение и покрытие защитным слоем лака, воска или масла.

Читать полностью «Резьба ковша» »

Древесина для объемной резьбы

Древесина для объемной резьбы

Древесину для объемной резьбы заготавливают с октября по январь, когда приостанавливается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания. Заготовленные кряжи очищают от коры не полностью — на концах оставляют кольца шириной 20 — 25 см. Торцы замазывают специальной замазкой или закрашивают масляной краской. Кряжи выдерживают один-два года под навесом, а потом до полного высыхания в помещении при температуре 18 — 21 °С. В результате древесина высыхает до влажности 8 — 12%. Более влажная древесина режется легче, но чистота поверхности среза бывает хуже. К тому же недостаточно высушенная древесина может дать усушку и растрескаться. Слишком сухая древесина труднее режется и часто скалывается. Для объемной резьбы пригодна древесина липы, осины, ольхи. Особенно хороша для этой цели липа, так как она очень пластична, однородна и легка в обработке. Осину обычно для большей мягкости перед резьбой запаривают в печи, а затем выдерживают в течение суток в сушильной камере. После просушки, если на торцах появятся трещины, их опиливают. Древесину ольхи употребляют реже, так как в ней чаще встречаются пороки, мешающие работе. Объемную миниатюрную скульптуру можно выполнять как из мягких, так и из твердых пород древесины.

Страница 1 из 3123