На главную    Написать письмо    Карта сайта

РЕЗНОЕ.SU

   Уроки по деревообработке и художественной отделке

   Резьба по дереву, изготовление мебели и поделок

   Деревообрабатывающие станки и инструменты

   Столярные и токарные работы

Публикации с термином "сосна"

Столярный верстак — рабочее место столяра

Столярный верстак - рабочее место столяра

Рабочее место столяра — верстак. Столярные верстаки бывают разных конструкций. Работают за ними, как правило, стоя. Чтобы подобрать верстак по росту, нужно подойти к нему вплотную и положить обе ладони на верстачную доску. Локти при этом не должны быть согнуты, а корпус должен находиться в строго вертикальном положении.

Столярные верстаки, которыми обычно оборудуют учебные мастерские, стоят на устойчивом подверстачье 1 (рис. 1) сложной конструкции. С левой стороны верстачной доски, на передней кромке, располагается зажимной винт 2, с правой стороны — зажимная коробка 6. На горизонтальной поверхности верстачной доски на небольшом расстоянии от передней кромки и на зажимной коробке сделаны гнезда 4 для клиньев и гребенок. Ближе к задней кромке находится углубление — лоток 5 для инструментов.

Столярный верстак

Рис. 1. Столярный верстак: 1 — подверстачье; 2 — передний зажимной винт; 3 — крышка; 4 — гнезда для нагелей; 5 — лоток для инструментов; 6 — задняя зажимная коробка.

Читать полностью «Столярный верстак — рабочее место столяра» »

Сырьё для изготовления изделий из луба

Сырьё для изготовления изделий из луба

В качестве сырья для производства гнутых изделий на севере нашей страны применяли луб сосны, в Вятской и Нижегородской губерниях — луб липы, осины, реже ясеня. Луб можно снимать только с деревьев на лесосеках. Снятую кору расправляли и очищали от верхнего пробкового слоя, оставляя чистый луб. При изготовлении лубяных изделий ту сторону луба, которая была обращена к древесине, гладкую и глянцевую, ставили на лицевую сторону, а ту, с которой счищали пробковый слой, со следами инструмента — внутрь.

Деревянные обручи для коробов и хлебниц изготовляли из древесины дуба, ясеня, вяза, клена (они хорошо гнутся) или из древесины березы, осины, сосны, ели и лиственницы с пропариванием их для большей эластичности. Но народные мастера, бережно относящиеся к природному материалу, как правило, для обручей использовали древесину той же породы, с которой снимали луб. Заготовки для обручей представляют собой бруски прямоугольного сечения, полученные путем раскалывания или распиливания древесины вдоль ствола через сердцевину и оструганные с четырех сторон. Сосновый корень для сшивания лубяных изделий добывали на лесосеках в теплое время года. Брали корни не толще 4 — 6 см. Непосредственно перед употреблением с них снимали кору и расщепляли торец толщиной в 1 — 2 см ножом, а более толстые — с помощью колунков на нужное количество частей. Свежевыкопанные корни сохраняют эластичность два-три дня, поэтому перед работой их нужно распаривать.

Читать полностью «Сырьё для изготовления изделий из луба» »

Изготовление лубяных изделий

Хлебница из луба

В научной литературе нет описания последовательности изготовления лубяных изделий. Однако, анализируя сохранившиеся памятники этого вида народного художественного ремесла, можно восстановить в общих чертах ход работы с некоторыми ее технологическими тонкостями. Стенки хлебниц, например, гнули из луба и сшивали внахлест сосновым корнем. По размеру и форме корпуса из деревянной тонкой дощечки вырезали дно, которое прикрепляли к стенкам деревянным обручем. Крышку хлебницы вырезали чуть большего размера с расчетом на то, чтобы она ложилась на обруч, согнутый по форме корпуса и надетый на него. Прикрепляли крышку к первому обручу с помощью второго наружного обруча.

Чтобы обручи хорошо сгибались, на них изнутри делали вертикальные надсечки на половину толщины. В кольцо все обручи сшивали внахлест сосновым корнем. Наружные закрепляющие обручи надевали в распаренном состоянии на дно и крышку, высыхая, обручи плотно удерживали их. К корпусу хлебницы и к первому обручу крышки закрепляющие обручи пришивали в нескольких местах сосновым корнем. Принцип изготовления хлебной коробейки начала XX в. Лешуконского района Архангельской области (рис. 1) совсем другой. Лешуконская хлебница изготовлялась в такой последовательности. Из луба гнули корпус коробейки, делая широкий нахлест стенок. Затем его сшивали сосновым корнем двумя швами. Из тонкой дощечки вырезали одинаковые по форме и размеру донышко и крышку, которые прикрепляли к корпусу обручами, соединенными взамок. Чтобы обручи хорошо сгибались, их довольно часто надсекали по всей длине. Обручи распаривали и надевали на корпус, после высыхания они довольно плотно прижимали донышко и крышку. Для большей прочности обручи дополнительно прикрепляли к корпусу деревянными шпильками. На хлебной коробейке намечали высоту крышки и отпиливали ее по кругу. Затем к нижней части коробейки изнутри прикрепляли лубяной обруч с выступом вверх примерно на половину его ширины. В результате получалось хорошее и плотное соединение стенок с крышкой, что так необходимо для тары, в которой хранят хлеб. Украшению хлебниц уделялось особое внимание, видимо, потому, что они были своего рода ритуальными предметами. В хлебных коробейках подносили хлеб к столу во время ежедневных семейных трапез. Хлебница обычно входила в состав приданого. В Мезени хлебницы украшали графической росписью по золотистому тону естественного цвета древесины, в Пермогорье на белых стенках писали сюжетные композиции. Общий смысл этих росписей сводился к пожеланию благополучия.

Читать полностью «Изготовление лубяных изделий» »

Советы по выбору древесины для паркета

Советы по выбору древесины для паркета

Выбирая древесину для изготовления паркетных плашек не ставьте во главу угла только её цвет, потому что даже у одной породы дерева этот цвет может существенно различаться. К примеру, наиболее популярен дубовый паркет, имеющий достаточно широкую гамму оттенков, начиная с тёплого серого и заканчивая жёлто-коричневым. Бук обладает гладкой и ровной древесиной с немного красноватым оттенком. После того, как её пропаривают, у неё появляется более интенсивный красный цвет наподобие ольхи или вишни. Цветовая гамма ясеня колеблется от желтоватого до красно-коричневого. У клена светлая окраска, а его оттенок меняется в зависимости от того, какой сорт дерева и где оно произрастает. Данные породы древесины чаще всего используются для изготовления паркета. Также достаточно популярны в настоящее время экзотические породы: тис, американский орех, красное дерево (мербау) и черное дерево (венге).

Рассмотрим вторую по важности характеристику, которой следует уделить внимание, выбирая древесину для паркета — стабильность породы. Данный показатель влияет на колебания габаритов паркетных планок при эксплуатации по причине того, что каждая порода древесины по-разному ведет себя под лаковым покрытием и по-разному  поглощает влагу. К примеру, одной из самых «строптивых» пород древесины является бук. В следствие этого на практике он применяется лишь для маленьких вставок. Полной противоположностью древесине бука является древесина тика, которая обладает отличной стабильностью, благодаря своей маслянистой текстуре. Укладка паркета из тика возможна даже в ванной комнате или на кухне.

Читать полностью «Советы по выбору древесины для паркета» »

Цвет древесины

Цвет древесины

Цвет древесины в первую очередь зависит от породы, но в то же время у древе­сины одинаковой породы цвет может различаться. Так, древесина ореха обладает широким диапазоном цвета от желтого до почти черного, с раз­личными оттенками желтого и коричневого цветов. Многообразна градация оттенков у древесины груши, явора и других пород.

Условная классификация пород по цвету древесины

  • Белый (береза, клен, осина, липа, граб, ель, пихта);
  • Серый (грецкий орех, хурма, ясень, белая акация (ядро));
  • Черный (эбеновое дерево, макасар);
  • Коричневый светлый (орех, каштан, карагач, дуб, груша);
  • Коричневый темный (орех, палисандр, абрикос, тик);
  • Красный (маклюра, падук, махагони, ольха);
  • Красно-фиолетовый ( амарант);
  • Бурый (дуб, карагач, лиственница, кедр, орех, тис, бук, махагони);
  • Розовый (груша, бук, ольха, чинара, яблоня);
  • Желтый (лимонное дерево, самшит, белая акация (за­болонь), карельская береза, сосна).

Данная классификация показывает, что наибольшее количество пород древесины имеет розовато-бурые и красновато-коричневые тона, мень­шее-желтые и сравнительно небольшое количество пород — красный, черный и серый тона. Однако используя богатство оттенков каждой породы древесины, а также возможность улучшения и изменения естественного цвета древесины крашением, мозаичник может создавать наборы любого колорита.

Читать полностью «Цвет древесины» »

Развитие техники маркетри в России

Крышка столика работы М. Веретенникова

В начале 18 века в России мебельщики-краснодеревщики стали использовать мозаику из дерева и облицовывание. А чуть позже, когда в Россию из других стран стали завозить древесину экзотических пород, мозаичные наборы получили уже широкое распространение. Подтверждением этому служат двенадцать панно, которые были изготовлены при участии  Антонио Ринальди (Большой Китайский Кабинет, Китайский дворец, г. Ораниенбаум). Панно изготовлены в технике маркетри из таких материалов, как платан, клён, наплывы ореха и слоновая кость. Их отличительными чертами являются тонкий подбор текстуры и высокое мастерство исполнения. В конце 18 века техника маркетри стала применятся для украшения мебели. Широкое распространение из наборной мебели получили так называемые столики-бобики, крышки которых была выполнены в форме боба. Столешницы таких столиков украшались набором в виде  букетов цветов или ваз с цветами, гирляндами, а иногда паркетным рисунком.

Читать полностью «Развитие техники маркетри в России» »

Страница 1 из 212