На главную    Написать письмо    Карта сайта

РЕЗНОЕ.SU

   Уроки по деревообработке и художественной отделке

   Резьба по дереву, изготовление мебели и поделок

   Деревообрабатывающие станки и инструменты

   Столярные и токарные работы

Введение в художественную обработку дерева

Художественная обработка дерева — один из самых древних и распространен­ных видов русского народного искусства. Издавна народные мастера изготов­ляли из дерева мебель, орудия труда, посуду, всевозможную утварь и забавную игрушку. Все эти предметы, а часто и жилища украшались резьбой и росписью (рис. 1). Руки народного мастера, художественно преображая практически полезные вещи, превращали их в произведения искусства.

Мебель, орудия труда, посуда, всевозможная утварь и забавные игрушки, а часто и жилища украшались резьбой и росписью

Рис. 1. Ворота. Дерево, «глухая» резьба. XIX в., Поволжье.

Современные художественные промыслы продолжают народные традиции, в их искусстве развивается богатое художественное наследие (рис. 2). Не случайно многие современные художественные изделия из дерева стали своеобразными символами России. Это завоевавшая всемирную славу хохлома: роспись мастериц Ковернинского района, воспевающая красоту сельской природы, и че­канная каллиграфия росписи мастеров города Семенова, раскрывающая пре­лесть садовых растений. Это яркие матрешки Загорска, Семенова и Кирова, отражающие самобытность искусства росписи каждой области. Широко извест­на городецкая роспись с характерными только для нее мотивами цветов, изоб­ражениями птиц, коней и всадников, а также сюжетными сценами. Это работы живописцев Полхов-Майдана. Их звучные и по-лубочному яркие растительные узоры украшают разнообразные по формам декоративные токарные изделия и игрушки. Вряд ли найдется человек, который не знает богородскую резную игрушку и скульптуру. С XVIII в. в селе Богородском существует искусство объемной резьбы. Сегодня на смену скульптурным группам, отражающим будни крестьянской жизни, и изображениям «барынь» и «гусаров» пришли сюжеты русских народных сказок, басен и современной жизни. Тонким чувством пласти­ки форм, четкой ритмикой резного растительного и геометрического орнамента отличаются изделия хотьковского промысла — ковши, братины, блюда, шкатулки.


Птицы счастья. Сосна, щепная работа. А. И. Петухов. 1972 г., Архангельская область.

Рис. 2. «Птицы счастья». Сосна, щепная работа. А. И. Петухов. 1972 г., Архангельская обл.

Художественная обработка дерева давно интересовала исследователей русской народной культуры. Собранные любителями старины и впервые опубликованные на рубеже XIX-XX вв. иллюстрации произведений русской резьбы и росписи по дереву, образцы народной утвари и мебели, фрагменты росписи крестьянских домов поражали современников своей цельностью, самобытностью художествен­ных решений, совершенством техники изготовления. Они стали предметом вни­мательного изучения исследователей искусства и художников. В первых науч­ных трудах российских искусствоведов, основоположников теории о народном искусстве, художественная обработка дерева стала важной составной частью исследований, позволивших уже на научной основе работать с народными мастерами и развивать народные художественные промыслы. В результате многочисленных экспедиций, проводившихся музеями и научными учреждения­ми, были открыты неизвестные ранее разновидности русской народной резьбы и росписи по дереву. Благодаря этим находкам стало возможным восстановление многих угасших промыслов. Резьба и роспись по дереву активно возрождаются на Русском Севере, роспись — в Прикамье, на Урале, в Западной Сибири (рис. 3). В Кировской области возобновлено производство традиционной вятс­кой ложки, росписи шкатулок, туесов.

Хлебница. Дерево, бондарная работа, роспись. 1983 г., Петрозаводск, комбинат «Карельские сувениры».

Рис. 3. Хлебница. Дерево, бондарная работа, роспись. 1983 г., Петрозаводск, комбинат «Карельские сувениры».

Художественное ремесло, традиционное прикладное искусство имеют большое значение в эстетическом воспитании человека. Большинство учебно-методических публикаций по художественной обработке дерева посвяще­но декоративной резьбе, инкрустации, выжиганию и широко известной сейчас разновидности художественного творчества — скульптуре из корней. В то же время многие интересные способы традиционной художественной обработки дерева до сих пор остаются без внимания. Кроме того, в работах такого плана, а также в многочисленных статьях и богато иллюстрированных альбомах находит отражение преимущественно искусство декоративного оформления из­делий, а технология их изготовления и особенности материалов, применяемых в прошлом и настоящем, почти не освещены. А ведь это начало начал любого производства и особенно такого, каким является художественный промысел, основу которого составляет ручной творческий труд.

В результате исторических изысканий, творческих и технологических экспери­ментов, многолетней кропотливой работы художников и мастеров становятся известными и доступными для использования в производстве художественных изделий тонкости технологических и художественных традиций обработки древесины.

Народные мастера всегда использовали доступные материалы. В рамках тради­ции они вырабатывали рациональные и экономические способы их обработки. Если же появлялись новые материалы, лаки, краски, инструменты, более произ­водительное оборудование, то народные мастера осваивали их, вырабатывали соответствующие приемы обработки, сохраняя при этом традиционные формы изделий и характер их украшения. Особенности основных материалов, качество применяемых отделочных покрытий и традиционный технологический процесс влияют не только на конструкцию, размеры и форму изготовляемых изделий, они в значительной степени определяют их художественный облик. Трудно освоить процесс изготовления городецких инкрустированных донец без знания тонкостей обработки отделочного материала — мореного дуба. Производство целого класса художественных изделий основано на способности распаренной древесины и луба сохранять после высыхания приданную им форму.